Очки прошли многовековую эволюцию, прежде чем стать такими удобными и практичными, и получить широкое распространение. К каким только ухищрениям не прибегали люди в древности, чтобы защитить свои глаза от палящего солнца. Делали маски с узкими щелями из коры и костей, пропитывали специальными составами ткани, вытачивали линзы из драгоценных камней. Всё это совершенно не было похоже на современные очки, было громоздким, очень дорогим, и доступным далеко не всем.
Время шло, человечество развивалось, а потребность в защите глаз и коррекции зрения оставалась. И поэтому каждая эпоха вносила свои дополнения и изменения в такой необходимый оптический прибор – очки.
Теперь они есть практически у каждого человека – по крайней мере, солнцезащитные. Мы так привыкли к своим любимым аксессуарам, что даже не задумываемся над тем, что делает их такими комфортными, какова конструкция очков, из каких деталей они состоят, как эти детали называются и где располагаются? Так давайте попробуем разобраться, так ли проста их конструкция, как это кажется на первый взгляд.
Название и расположение деталей очков
Виды и предназначения очков различаются – для коррекции зрения, защиты от солнца, спортивные или водительские и т.д. Также различны их внешний вид и материалы для изготовления. Но, несмотря на это, все они делаются по одному принципу и состоят из одинаковых деталей.
-
Линзы. Это то, через что мы смотрим, и что влияет на наше зрение. Они могут быть как стеклянными, так и из высокопрочных пластиков с отличными оптическими характеристиками. Линзы различаются не только материалом, но и цветом, формой, величиной и защитными покрытиями, которые на них нанесены.
-
Оправа. Оправа очков обычно изготовляется из металла, пластика или их комбинации. Встречаются и оригинальные дизайнерские оправы из дерева, панциря черепахи, рога, или обтянутые кожей.
Оправа, в свою очередь, состоит из отдельных деталей:
- Рамка оправы. Так называется фронтальная, передняя часть оправы, которая служит опорой для линз. Ободки для линз должны быть достаточно прочными, чтобы фиксировать их и не давать выпасть, но в то же время и лёгкими, для удобства в носке.
- Переносье, или мостик. Так называется часть оправы, которая находится посредине рамки и соединяет ободки для линз. Она располагается на переносице, и очень влияет на комфортную посадку очков.
- Носоупоры. Эта деталь есть не на всех моделях. Носоупоры делаются из силикона или мягкого пластика. Крепятся к рамке с помощью подвижных или жёстких соединений. Они предназначены для более мягкой посадки и препятствуют сползанию очков.
- Дужки, или заушники. Это детали очков, удерживающие их на вашей голове. Называются они так потому, что имеют дугообразную форму, и располагаются за ухом. Заушники бывают жёсткие, гибкие, комбинированные и пружинные. Наконечники металлических заушников обязательно покрыты более мягким материалом, препятствующим скольжению, и не вызывающим дискомфорта и раздражения при ношении. Пружинные дужки чаще всего используют в детских моделях очков. Пружинка на конце заушника, покрытая оболочкой из эластичного пластика, оборачивается вокруг уха, и очки держатся особенно прочно.
- Крепления. Заушники к оправе очков крепятся с помощью подвижных шарниров, которые позволяют дужкам свободно сгибаться. Это могут быть шарниры типов «гарпун» или «якорь», а самый современный вариант соединения дужек с рамкой называется «флексы». В безободковой оправе шарниры крепятся прямо к линзе, соединяя её с дужкой. Крепёжные шарниры – самая уязвимая деталь очков, и от их качества зависит срок службы всей конструкции.
Теперь, когда мы разобрались, из каких деталей состоят очки, как они называются и где располагаются, они всё ещё кажутся вам такой простой и незатейливой конструкцией?